воскресенье, 1 ноября 2015 г.

Сравнительный анализ по фильмам «Форест Гамп», «Я Сэм» и «Человек дождя"

Человек дождя


В основу фильма положена тема взаимоотношений двух братьев, разлученных в детстве. В фильме затронута очень важная тема. Это адаптация человека с психическим нарушением в обществе и семье, а также умение найти общий язык с человеком, имеющего заболевание.
Главный герой, Чарльз, молодой, амбициозный, крайне эгоцентрированный на своих интересах человек, рано потерявший мать и не сумевшего найти общего языка со своим отцом. Так случилось, что он узнает о том, что у него есть старший брат Реймонд, страдающий психическим заболеванием – аутизмом и находящегося на лечении в специализированной клинике. После смерти отец оставляет всё своё имущество Реймонду. Чарльз крайне нуждается в деньгах отца и похищает брата из клиники. С этого момента две параллельные сюжетные линии переплетаются в одну – в способность и умение понять друг друга.
Итак, основным заболевание Реймонда является аутизм - эта форма психологического отчуждения человека, при которой мысли, чувства и желания подчиняются внутреннему мироощущению. Стремление «уйти в себя». При этом человек, подверженный аутизму, стремится ограничить контакты с внешним миром и уйти от его общепринятых норм и понятий. Заболевание, отчасти, может быть обусловлено наследственными факторами. Однако через гены передаётся лишь предрасположенность к аутизму, а его развитие происходит при помощи дополнительных вредных воздействий, например, родовой травмы, при родовой асфиксии и других нарушений при беременности и родах. Предполагают, что развитие аутизма связано с недоразвитием определенных долей мозга в сочетании с гиперразвитием остальных областей. Другой возможной причиной называют аномальный химический состав мозга. Но, так или иначе, аутизм нередко относят к врождённым заболеваниям.
Наблюдая за поведением Рея, мы можем заметить стереотипность в поведении: Один и тот же предмет становится объектом постоянных манипуляций, он его трясёт, постукивает, вертит, крутит и т. д. Очень характерны стереотипные движения. Одна и та же тема доминирует в разговоре. Рей старается избежать каких-либо нововведений в его жизненный порядок и таким образом активно этому сопротивляется (ритуальность действий).
Также мы можем наблюдать характерные задержки и нарушения речевого развития, а именно её коммуникативных функций. У Рэя хорошо развитый словарный запас и способность формулировать собственные мысли, но при этом его речь носит характер «штампованности». Он избегает разговоров, не задаёт вопросов и может не реагировать на вопросы, обращённые к нему. При этом наедине с собой он может комментировать свои действия. Рей также часто использует в своей речи местоимения в третьем лице «он» по отношению к себе.
Согласно классификации психического дизонтогенеза аутизм можно отнести к типу искаженного развития, при котором наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие к ряду новых патологических образований.
Аутизм вызывает комплекс осложнений. Вследствие, отгороженности и закрытости ребенка от внешнего мира могут быть такие последствия как нарушения в эмоциональной сфере в когнитивной, асоциальность развития и т. д. У больного может развиться умственная отсталость, однако они могут обладать феноменальными способностями, например, в виде хорошо развитой памяти. Рей мог запоминать гигантский объём информации, быстро сосчитывать большое количество предметов, в том числе запоминать все карты, уже вышедшие во время карточной игры в казино, и безошибочно перечислять оставшиеся в колоде, однако он не мог ответить вследствие асоциального развития на вопрос о том, сколько стоит батончик шоколада в магазине.
Критика по отношению к своему заболеванию у Реймонда отсутствовала. Он понимал значение слова аутизм, но не считал себя больным этим заболеванием.
Отношение других к Рею и его заболеванию во многом определяется знанием, наличием информации и опыта взаимодействия с такими больными. Это очень хорошо видно как сложно Чарльзу было найти общий язык с братом, как сильно он его раздражал, пока ему не сказали, что он это делает не специально, а из-за того, что его поведение определяется заболеванием. И чем больше Чарльз узнавал особенности поведения, образа жизни Рея, пытаясь им соответствовать, тем больше он проникался пониманием и любовью к своему брату. В свою очередь очень важна сцена, в которой Чарльз узнает о том, что когда он был маленьким, именно Рей заботился о нём, сидел у его постели, когда тот засыпал и пел ему песни. Это говорит о том, что Рею свойственны чувства любви и заботы, но показать и выразить их как нормальных человек он не может.

Я Сэм
Главный герой фильма с детства имеет такое заболевание как олигофрения (умственная отсталость) в её легкой стадии дебильности. Сэм мог полностью себя обслуживать и работать. Однако психологический возраст Сэма и когнитивные способности соответствовали уровню развития семи летнего ребёнка.
Несколько слов о самом заболевании. Дебильность обусловлена задержкой развития или органического поражения мозга плода.  При ней сохраняются механическая память и эмоционально-волевая сфера. Внимание очень трудно привлечь и фиксировать. Запоминание замедленно и непрочно. У них преобладает конкретно-описательный тип мышления, в то время как способность к абстрагированию почти отсутствует. Сложно воспринимают логические связи между предметами, понятия «пространство, время» и т. д. Часто встречаются нарушения речи (отстаёт в развитии, искажение звуков, нарушения грамматического строя речи, бедный словарный запас). Обычно не могут пересказать прочитанное, услышанное. Однако некоторым дебилам при задержке общего психического развития и малой продуктивности мышления свойственна частичная одарённость (отличная механическая или зрительная память). Эмоции преобладают актуальные на данный момент. Действия нецеленаправленны, импульсивны, развит негативизм.
Дебилы с программой общеобразовательной школы не справляются, обычно оканчивают вспомогательную школу, способны вести самостоятельную жизнь. Возможна социальная адаптация и участие в самостоятельной трудовой деятельности.
Заболевание героя можно отнести к дезонтогенезу по типу общего стойкого недоразвития, так как имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития.
Критика к своему состоянию присутствует. В одной из сцен, Сэм говорит, как это тяжело, когда в тебя не верят, когда сильно стараешься, а у тебя не получается. Это говорит об эмоциональной открытости и способности к рефлексии.
Отношение других людей к Сэму строиться на основе понимания и желания помочь. Сэм крайне хорошо социализирован. С одной стороны он окружен своими друзьями, которые, так же как и он умственно отсталые, а с другой стороны нормальными людьми, так или иначе помогающие ему. Например, начальник кафе, в котором Сэм работал, зная, что ему нужны деньги на оплату услуг адвоката, дает ему повышение в виде возможности делать кофе. Общество не разделяет человека и его болезнь. Оно, наоборот, оценивает человека с учетом его заболевания и находит для него посильную для выполнения работу. И ещё одни не менее важный фактор – это то, что Сэма любят и принимают таким, какой он есть, что также является важным для процесса адаптации.

Форест Гамп

В основе фильма история жизни Фореста Гампа. В детстве у Фореста наблюдался синдром раннего детского аутизма в сочетании с задержкой психического развития с последующей умственной отсталостью и аутистическим поведением.
Синдром РДА выражается тем, что ребёнок испытывает трудности при установлении эмоционального контакта с внешним миром. Проблемным становится выражение собственных эмоциональных состояний и понимание других людей. Трудности возникают при установлении зрительного контакта, во взаимодействии с людьми при помощи жестов, мимики, интонаций. Даже с близкими людьми ребёнок испытывает сложности в налаживании эмоциональных связей, но в большей степени аутизм проявляет себя в общении с посторонними.
Для РДА характерны стереотипичность в поведении и нарушение коммуникативной функции из-за речевого недоразвития.
Исходя из положения Л.С. Выготского о первичных и вторичных нарушениях В.В. Лебединский и О.Н. Никольская (1981, 1985) предлагают такой вариант решения вопроса о патогенезе РДА:
·                   в качестве первичных расстройств при РДА рассматриваются повышенная эмоциональная чувствительность и слабость энергетического потенциала, в результате их воздействия на организм возникают вторичные нарушения.
·                   к вторичным относят аутизм, как попытку избежать воздействий внешнего мира, стереотипии, сверхценные интересы. Возникает ослабление эмоциональной реакции на близких, вплоть до полного их игнорирования («аффективная блокада»), заторможенная или недостаточная реакция на слуховые и зрительные стимулы.
Важным моментом в понимании развития РДА у Фореста является то, что в детстве у него был паралич нижних конечностей. Не способность самостоятельно двигаться обусловило гиперопеку его матери, которая помогая ребенку, с одной стороны защищала, но с другой стороны изолировала от внешнего мира. Всё общение Фореста было связано с его матерью. И вся его юность прошла по пути асоциального развития, то есть неспособности выстраивать отношения с другими людьми и эмоциональной отгороженности. Это определило в дальнейшем его аутизм и, как следствие, умственную отсталость в легкой форме.
Таким образом, заболевание героя можно отнести к дезонтогенезу по типу общего стойкого недоразвития, так как имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития.
Критика по отношению к своему состоянию присутствует. Это мы можем понять из сцены в конце фильма, когда Форест спрашивает свою жену, есть ли у его сына то же самое, что и у него.
 Вследствие того, что процесс социализации у Фореста прошёл успешно, с возрастом у него произошла декомпенсация симптомов заболевания. У него были друзья, которые воспринимали его таким же, как и они сами, то есть не выделяли его заболевание, а относились к этому как к особенностям его характера.

Таким образом, все три фильма объединяет тема человека имеющего то или иное отклонение в развитии, а также процесса его социализации и адаптации в обществе. Важным, как мне кажется, является то, что во всех трех фильмах окружающие оценивали героев с учетом их заболеваний. Они имели поддержку и опору в положительном отношении к ним, что в свою очередь рождало адекватное представление о самих себе, помогая тем самым в выработке мотивации к освоению новых видов деятельности и адаптации.
На мой взгляд, целью создания таких фильмов является процесс информирования людей о том, что среди нас живут люди с определенными особенностями в поведении и развитии. Известно, что у страха глаза велики. И чем больше мы не знаем о чем-то, тем больше у нас рождается предубеждений по отношению к этому. Просветительская функция подобных фильмов неоценима для общества, поскольку дает возможность адекватному реагированию и взаимодействию с такими людьми. И при правильной социализации у таких людей может наступить сверхкомпенсация дефекта в виде гениальных способностей. Например, как у Рея из фильма человек дождя имелась способность запоминать огромные массивы информации и перемножать большие числа или как у Фореста Гампа в его способности к долгим изнуряющим физическим нагрузкам (из леса вынес раненых солдат, 5 лет бегал), чувства долга, отваги и внутренней отзывчивости или как у Сэма в способности к огромной, бескорыстной любви и детской преданности.
С экономической точки зрения, достигнутая сверхкомпенсация, позволит таким людям осваивать определенные виды трудовой деятельности. А это значить - не быть изолированным от общества в специализированной клинике, а быть востребованным - чувствовать свою нужность и важность для самих себя и государства в целом.